Площадка для фитнеса
4 мая 2008 г.
Площадка для фитнеса
Развитие фитнес-услуг в Перми набирает обороты: за последние годы в городе увеличилось количество фитнес-центров. «Богатырь», «Индиго», «БодиБум», «Гоу Фитнес», «Колизей», «Спорт-Холл», «Эдвардс-Джим» – эти названия скрывают за собой объекты физкультурного назначения. При этом часть пермских фитнес-центров создавались в зданиях, изначально построенных для других целей - жилых домах, офисных и торговых центрах, другая часть располагается в помещениях, специально спроектированных для спортивных занятий.
Развитие фитнесиндустрии стало ответом на спрос потребителя, связанный с модой на здоровый образ жизни. Очевидно, что окупаемость проекта по созданию фитнес-центра напрямую связана со стоимостью занятий, а значит – в первую очередь заполненной оказалась нища центров с наиболее дорогими членскими картами – ниша элитных фитнес-центров. Вместе с тем спрос на фитнес-услуги менее платежеспособной части населения удовлетворяется в настоящий момент весьма скудным предложением – «качалками» в подвальных помещениях, в торговых или жилых зданиях с невысокими арендными ставками.
О планах создания в Перми фитнес-центров под собственными марками на сегодняшний день заявили такие сетевые операторы как Orange Fitness и World Class (класс «премиум»), CityFitness (средний сегмент), а также World Gym. Причина стремления крупных сетей в регионы — насыщенность московского рынка фитнес услуг.
Один из экспертов «Метражей» – сотрудник фитнес-клуба Перми, пожелавший не называть свое имя, сообщил, что сегодня в Перми спрос на фитнес услуги невелик. Связано это, во-первых, с недостаточной платежеспособностью населения, а, во –вторых, отсутствием пропаганды физической культуры. В подтверждение своих слов эксперт привел в пример увеличение сети аптек на территории города, демонстрирующее потребность людей в лекарствах, а не в занятиях на тренажерах. В связи с этим рентабельность многих существующих и будущих фитнес-клубов не может быть высокой, - полагает собеседник «Метражей».
Ярослав Стрельников, руководитель фитнес-центра «Индиго», наоборот, считает, что в ближайшие годы количество фитнес-клубов в Перми увеличится, повторяя сценарий развития столичной фитнес-индустрии.
Ярослав Стрельников:
- Можно утверждать, что крупные российские и зарубежные игроки рынка фитнес услуг рассматривают Пермь в качестве места размещения клубов своих марок. Тем более, они приглашают столичных специалистов для управления подобными объектами. В Перми повторяется ситуация Москвы 4-5 летней давности. В столице рынок достаточно насыщен как недорогими фитнес-центрами, так и элитными клубами, есть огромный выбор. Но люди выбирают клуб всего по двум критериям – близость к дому, работе, а также по цене, потому что в клубах одного сегмента практически одинаковый набор опций. Одна из тенденций в том, что в целом по стране большие игроки поглощают маленьких, как это происходит и в торговле, и в сфере недвижимости. Orange Fitness, CityFitness, World Class потихоньку либо поглощают небольших игроков, либо предлагают им свою франшизу.
Г-н Стрельников согласен с предыдущим экспертом в том, что развиваться фитнес-индустрия Перми будет в соответствии со просом и платежеспособностью населения. «Фитнес-клуб как любое предприятие сначала зарождается, потом переживает период роста, затем находится на подъеме определенное время, а потом потихонечку начинает идти на спад. За это время клуб может надоесть клиенту, либо он выберет другое, более подходящее заведение»– считает он.
По мнению экспертов самое сложное при открытии фитнес-центра — найти нужное помещение. На вторичном рынке недвижимости подходящих вариантов мало, а на строительство новых зданий нужны долгосрочные инвестиции. По данным аналитических исследований рынка недвижимости, создание фитнес-центра в крупных ТРК становится выгодным бизнесом. Кроме этого, в жилых и офисных комплексах фитнес-центр будет выходить на самоокупаемость благодаря стабильному потоку клиентов.
По данным сотрудника ФЦ «Колизей» Натальи Волосатых, выбор торгово-развлекательного центра «Колизей», в котором располагается данный фитнес-центр, оправдан, поскольку здесь обеспечена необходимая наполняемость клуба. Все остальные параметры выбирались собственником бренда «Колизей» – московского фитнес-оператора. Эксперт добавила, что если говорить о том, чтобы строить здания специально для открытия фитнес-центра, то это ощутимо отражается на рентабельности фитнес-центра, а позволить себе это могут собственники крупного бизнеса, готовые инвестировать в открытие нового для себя направления - создание фитнес-клуба.
Г-н Стрельников считает, что при выборе аренды, строительства или покупки недвижимости для создания фитнес-центра каждый собственник исходит из тех задач, которые он ставит при открытии бизнеса.
Ярослав Стрельников:
- В зависимости от целей и задач собственника клуба недвижимость может быть либо куплена, либо построена, либо арендована. Чтобы быть рентабельным фитнес-клуб должен оптимально загрузить свои площади, за счет этого покрыть расходы на дорогостоящее оборудование, эксплуатацию площадей. Стоимость занятий в клубе зависит от концепции и позиционирования объекта на рынке фитнес-услуг. К примеру «Индиго» - закрытый клуб, у нас занимаются люди только определенного круга. Сегодня стоимость годовой карты порядка 50000 рублей, и мы планируем до конца года довести эту цифру до 90000-100000 рублей. Можно говорить о том, что наша аудитория готова платить за закрытость клуба.
Потенциал рынка фитнес-услуг, по признанию экспертов, приведет в ближайшие 3-4 года к увеличению количества фитнес-центров в Перми. В частности несколько клубов может появиться в рамках строительства жилых комплексов. Кроме этого, эксперты прогнозируют, что крупные сетевые компании фитнес-услуг перейдут от озвучивания планов к их реализации.
Алена Дождева