Риэлтор и застройщик учатся договариваться
3 марта 2009 г.
Бытует мнение, что инвестиционно - строительный рынок - это некий набор конкурирующих между собой компаний, дела которых идут лучше или хуже при изменении баланса спроса и предложения на их продукцию. В нашем случае - это строящиеся объекты. В начале 2008 года о перспективах развития строительного рынка его участники говорили со знаком «плюс». Однако спустя год назрела необходимость в переосмыслении понимания рынка и изменения форм организации работы в новых условиях.
В рамках IV Камского Форума профессионалов рынка недвижимости, организаторами которого традиционно выступили Информационный альянс «Медиана», НП «РГР. Пермский край» и ВЦ «Пермская ярмарка», прошло заседание Круглого стола «Застройщик-риэлтор-банк. Особенности взаимодействия. Синергетический эффект». Участники мероприятия предложили возможные меры урегулирования спорных вопросов между представителями строительного, риэлторского и банковского бизнесов.
На протяжении всей дискуссии рефреном звучал вопрос: могут ли участники рынка недвижимости влиять на структурирование системы в условиях кризиса, быть фактором стабилизации процесса?
Причины, которые дестабилизируют и усугубляют ситуацию на рынке жилья в сложный период были названы самые разные. По мнению президента столичного агентства недвижимости «САВВА» Константина Апрелева, основная проблема сегодня на отечественном рынке недвижимости - это игнорирование интересов клиента. Кризис внес свои коррективы, поменяв тренд развития экономики, и ситуация теперь такова, что на рынке доминирует клиент. В этих условиях задача тандема застройщик-риэлтор использовать гибкие и эффективные инструменты совместной работы. Например, риэлтору необходимо учитывать экономические интересы клиентов, среди которых
гибкие сроки оплаты, стопроцентная гарантия срока пуска объектов в эксплуатацию. Все это обеспечивает ликвидность объекта. Во-вторых, полагает г-н Апрелев, не менее важно понимание застройщиком, что необходимо сегодня рынку. Это уже компетенция консультантов-маркетологов, которые, проводя различные исследования потребительского спроса, играют важную роль в определении ликвидности объектов.
По мнению Эльвиры Епишиной, руководителя аналитического отдела ОАО «Камская долина», существует проблема несоответствия жилья заявленным категориям. Так, анализ пермских объектов коммерческой недвижимости показал, что из 20% построенного жилья бизнес-класса на деле этой категории соответствует 12%. Примерно такие же показатели по жилью эконом-класса.
По мнению президента НП «РГР. Пермский край» Алексея Соловьева, существует своего рода идеологический разрыв бизнес-концепций строителей и представителей риэлторского сообщества.
Алексей Соловьев:
- Застройщик продает товар, а риэлтор - услугу, то есть определяет потребности клиента. В данном случае ориентация может быть не совсем на тот объект, по которому может быть заключен выгодный договор с экономической точки зрения. С одной стороны, риэлтор заинтересован в реализации договора застройщика, так как в него могут быть включены финансовые обязательства, с другой - его основная профессиональная функция заключается в предоставлении максимальной информации по всем предложениям, чтобы клиент мог выбрать объект недвижимости, отвечающий его предпочтениям. В этой связи очень часто со стороны застройщика выставляются претензии в адрес риэлтора по причине потери клиента.
Коллега г-на Соловьева из Екатеринбурга, исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев считает, что в первую очередь необходимо сделать ставку на выработку условий взаимного сотрудничества. «Только компромисс двух сторон поможет улучшить спрос, а положительное взаимодействие участников конфликта было бы полезно в том числе для банков» - уверен г-н Галеев.
Что касается роли банковского сектора в достижении синергетического эффекта, то здесь, несмотря на существующие сложности, банки продолжают выдавать ипотечные кредиты, а значит, взаимодействие с застройщиками и риэлторами по-прежнему актуально для них. По мнению директора управления кредитования частных клиентов Западно-Уральского Банка Сбербанка России Оксаны Авраменко, политика банковских учреждений не стоит в стороне от вопроса оптимизации взаимодействия застройщика, риэлтора и кредитующей организации. Недавно сотрудниками Сбербанка был проведен, например, рейд по новостройкам Перми, целью которого было в том числе обсуждение со строителями необходимости разработки новых схем реализации квартир в условиях кризиса.
Несмотря на то, что в ходе обсуждения не были выработаны готовые модели сотрудничества, у игроков рынка недвижимости появилось твердое намерение идти друг другу навстречу, забыв, по словам президента PTDN Realty group Вячеслава Пермякова, «взаимные упреки и обиды».
Светлана Алипова