«Пермский Арбат»: ставка на компромисс между водителями и пешеходами

17.05.2018

Пешеходная часть улицы Пермской приказала долго жить. Активная инициатива губернатора Олега Чиркунова сделать «Пермский Арбат» воплотилась в жизнь в 2011 г., но уже в 2016 г. стало ясно, что этот формат не прижился – ремесленники и сувенирные лавки постепенно исчезли, кафе и рестораны закрылись, жители стали использовать ее лишь для того, чтобы побыстрее куда-нибудь добраться. Сегодня это просто тихий участок, по которому частенько ездят автомобили.

Что с этим делать? Этот вопрос и стал ключевым на очередном заседании градсовета 16 мая. Архитекторы, проектировщики, городские и краевые власти высказывали различные мнения. А главный докладчик – директор «Института территориального планирования» Елена Ермолина – предложила 3 варианта возрождения.

То, что оно в каком-либо виде необходимо – согласны все, тем более, впереди событие, под которое теперь пытаются «подогнать» всё градостроительное – 300-летний юбилей Перми, который наступит в 2023 г.

Вариант первый (а все они касаются участка от Комсомольского проспекта до ул.Сибирская): возродить ее как полностью пешеходную. Второй: улица пешеходная на участке до ул.Газеты Звезда, а далее – с автомобильным движением. Третий: пешеходная, но с автомобильным движением на всей протяженности. Справедливости ради, отметим, что оба варианта с автомобилями допускают «успокоенное» движение, то есть, например, одностороннее однополосное.

К слову, архитектор Виктор Воженников был полностью против варианта с автодвижением, а архитектор Сергей Шамарин, наоборот, активно выступал за полноценное автодвижение.

Тут же возникла дискуссия о возможности продлить «пешеходку» до Разгуляя, чему противников не было, но все равно все разговоры опять же упирались в то запускать ли там автомобили или полностью перекрыть. Архитектор Игорь Луговой справедливо заметил, что в этом случае пешеходам придется преодолевать семь перекрестков, где автодвижение как раз активно.

Любопытно, что, по словам Ермолиной, полноценного исследования по каждому варианту еще не было, зато было проведено интервьюирование прохожих. И они то как раз полностью повторили все эти варианты. Причем предпочтения в каком-либо одном среди респондентов не было.

Члены градсовета, допуская любой из вариантов, вступили в другую дискуссию – чем эту улицу «наполнить».

Краевед Лев Перескоков задал риторический вопрос: что мне делать на этой улице?

- Я знаю, зачем мне идти на набережную, знаю, зачем мне гулять по театральному скверу или идти на эспланаду. Но что мне делать на Пермской? Я специально утром прошелся по ней, там никого не  было, кроме двух бомжей, потягивающих пиво, - резюмировал краевед.

Постепенно тема «наполнения» и возвращения Пермской на карту культурных центров города в дискуссии стала центральной.

Председатель гордумы Юрий Уткин предложил соорудить на «пешеходке» музей Перми, мол, такие музеи есть во всех крупных городах, а у нас нет.

Депутат Надежда Агишева ему парировала, что созданием одного музея – это не реанимация улицы. Нужен более концептуальный подход.

Участники отметили и проблемы «оживления». В частности, закрытость улицы (нет сквозных проходов с других улиц) и нахождения в частной собственности практически всех зданий (трудно будет заставить владельцев привести всё в единую концепцию).

Бурную дискуссию развернул Глава Перми Дмитрий Самойлов, фактически добавив еще один вариант: проработать варианты запуска автотранспорта по улице, но перекрывать его на выходные и праздничные дни (кстати, об этом обмолвился ранее и архитектор Сергей Шамарин, - Прим.). В итоге, за этот вариант члены Совета и проголосовали. Но это не означает, что всё в итоге так и будет. Как отметил Самойлов, именно этот «компромиссный» вариант будет серьезно прорабатываться, но точка пока не поставлена. Ведь чем, как и за чей счет «наполнять» эту улицу – неясно, а это главное!

Дмитрий Владимиров

Публикации по теме:

Последние публикации: