Архив публикаций
Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Sven Versteegh: На пути к опыту и пониманию
9 февраля 2010 г., просмотров: 817
В условиях постоянно преумножения информационного и рекламного «шума» наиболее эффективным становятся мероприятия, основанные на эмоциональном привлечении потребителей, клиентов, партнеров. Своими мыслями о том так ли это на самом деле, и что такое «Экономика опыта и понимания» с читателями «Метражей» поделился Sven Versteegh (Свен Верстеег), генеральный директор ID&Consult Company.
- Свен, должен ли быть у любой недвижимости свой характер в виде, концептуальной части? Или в современных условиях это деньги на ветер?
- В ситуации, когда рынок насыщен предложениями, примерно схожими по качеству и цене, а потребитель становится все более избалован, успеха достигнут только те компании, которые смогут превратить объект недвижимости из удобно спроектированного здания в нечто большее - площадку, имеющую собственную эмоциональную атмосферу. Здесь стоит различать взгляды инвесторов и потребителей. Очень часто инвесторы вообще не предлагают никакой концепции потребителям. Как правило, есть просто здание, которое делится на определенные части, зоны и сдается в аренду отдельным арендаторам. И такой подход нельзя назвать правильным. В прошлом была большая потребность в торговых центрах. Естественно инвесторы либо строили новое здание, либо меняли и перестраивали уже существующие строения, давали ему имя и потом магазинам сдавали в аренду. При этом никаким смыслом, никакой единой идеей они не были связаны. И эту своеобразную сборную «солянку» нельзя было продавать единым брендом.
- Изменилась ли ситуация?
- Стоит отметить, что ситуация заметно улучшилась на рынке из-за конкуренции. В экономике есть разные стадии. После коммунизма Россия перешла на первую стадию, когда у потребителя не было никаких продуктов, товаров. Они хотели покупать все. Это так называемая базовая экономика - первый шаг. Второй шаг - начинается конкуренция на рынке. Базовые нужды уже удовлетворены. Третий шаг, когда на рынок заходят товары высокого уровня. Естественно происходит усиление конкуренции, и пресыщенные потребители начинают с критичностью смотреть на все. Это экономика c высоко развитой конкуренцией. Практически все страны третьего мира находятся на этой стадии.
- На какой стадии в этой цепочке стоит Россия?
- Россия приходит уже к четвертой стадии. Когда начинается разработка чего-то необычного, где людям хотелось бы получить какой-то опыт. Для данной стадии характерна полная конкуренция. Это конец быстрых денег. Сейчас инвесторы должны смотреть на долгосрочный период, поскольку в краткосрочный период инвестиции уже не возвращаются.
- Далее идет пятая стадия, Вы называете ее экономикой впечатлений (концепция бизнес-сопричастности). Что дальше?
- Каждый товар должен быть прочувствован, прожит. Для успешного ведения бизнеса товаров и услуг уже недостаточно. Потребители, уставшие от стандартной продукции, стремятся получить товар, созданный специально для них и соответствующий их внутреннему миру. Поэтому на наших глазах зарождается новая экономика - экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя. В контексте этой экономики необходимо отказаться от традиционных отношений между компанией и клиентами, вместо этого компания должна стать «режиссером впечатлений», а клиенты - «зрителями» или «гостями». Например, вы покупаете мыло. Оно одинаково хорошего качества в любом супермаркете при этом вы не покупаете мыло, вы покупаете ощущения. Если, например, сейчас вы покупаете машину - вас просто консультируют, отдают ключи и все. В новой экономике вам не только покажут, но и опытным путем докажут, что это самый лучший бренд на Земле. Подобная экономика впечатлений распространяется на все бренды, товары, услуги. Они друг с другом связаны. Это единая цепочка - это и есть концепция на рынке недвижимости.
На этот полный цикл у стран, у которых не было периода коммунизма, ушло 70 лет. Россия проходит те же самые стадии, но за 20. Поэтому мы можем наблюдать необдуманные инвестиции на рынке. Инвесторы настолько спешат, что даже не задумываются о концепции.
- Когда же придет это осознание? Ваш рынок прошел уже много этапов развития и Вы можете предугадать развитие событий в России?
- Некоторые уже это осознали. Инвесторы смотрят на другие страны и рынки. Приведу простой пример - Дубаи. Там люди приезжают в торговый центр не для того, чтобы купить, а ради развлечений. В одном торговом центре есть самый большой аквариум в мире, ровно в половину здания, в котором он находится. При этом общая концепция связана с водой. Они продают «воду», и потребитель понимает, что если человеку необходимы товары, связанные с водой, они знают, где это можно найти.
- Но Пермь далеко не Дубаи?
- В Перми, где люди не так много путешествуют, нужна концепция, которая будет шире, она будет объединять, например, все четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. То есть: у вас не обыкновенный супермаркет, а с экологически чистыми продуктами. Это именно то, что мы называем концепцией.
- На реализацию таких проектов уходят годы. Как добиться того, чтобы, когда все будет введено в эксплуатацию, концепция оказалась востребованной?
- Есть специалисты, которые все это просчитывают. Но это еще более сложно. И здесь применяются другие шаги. И не стоит забывать про интересы государства. В прошлом разрешали все. Сейчас ситуация изменилась. Государство активно регулирует эти процессы, поскольку у него появились другие интересы, кроме получения денег.
- Например?
- Защита бизнеса, открытие новых рынков. Все проекты должны иметь социальную составляющую и отвечать на вопрос «Что привнесет то или иное здание в жизнь общества и города?». Именно ответы на эти опросы становятся все более и более важными.
- Социальная составляющая настолько важна? Неужели она превыше финансовой?
- Сейчас она уже очень важная. Через год она будет самым главным фактором. 20-30 лет такая ситуация существует на Западе. И сейчас она проявляется здесь. При этом потребитель не слушает инвестора, он прислушивается к правительству. Поэтому если есть план, который убеждает правительство, значит, будет легче убедить и конечного потребителя. При этом европейский опыт показывает, расширение практики финансового участия государства в такого рода проектах. Правительство инвестирует в социально важные объекты. И у нас есть проекты, где соотношение государство-инвестор составляет соответственно: 50/50 или 75/25.
- Какие концептуальные предложения вы видите в Перми?
- Больше предложений в сфере отдыха, поскольку развлекательный бизнес нуждается в постоянном управлении. В этой сфере большую роль играет человеческий фактор. Организация отдыха в этом плане намного проще. В Перми в принципе нет рекреационных проектов. Вместе с тем можно применить очень много концепций, которые могли бы работать и летом и зимой. Коттеджный парк с аттракционами и пр. Проблема в том, что инвесторы, видя эти возможности, не предлагают полную концепцию, а делают только ее маленькую часть.
- Может у инвесторов просто нет желания? Они готовы вкладывать в проекты, которые будут окупаться быстро.
- Быстрые деньги работают только на первых двух стадиях экономики. Дальше - 5 лет. Все остальное дольше. Восприятие инвесторов тоже поменяется. Они уже чувствуют. И деньги, вложенные сейчас, не окупаются быстро и не приносят сверхприбылей, если говорить о Перми. Екатеринбург уже переходит к пятой стадии. Москва уже перешла.
- А если говорить о концептуальных тенденциях. К чему идет прогрессивное человечество?
- В первую очередь - это уход от сетей. На рынок приходят небольшие рестораны, мини гостиницы, магазинчики, - и они все очень высокого уровня и при этом не входят ни в какую сеть, они принадлежат частному лицу. И вы увидите, как это все будет приходить. Как вырастет конкуренция и вырастет качество. Поскольку люди, которые не в системе, придумывают новые фишки, собственные пути развития. Они мотивированы на интересное и новое. Уже сейчас видны значительные подвижки. И тогда знания и опыт управления сложными по концепции и наполнению объектами придут.
Комментарии
