Архив публикаций
Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Армен Гарслян: «Необходимо разрабатывать не просто программы поддержки моногородов, а программы социально-экономического развития моногородов, как части программ социально-экономического развития регионов»
16 марта 2010 г., просмотров: 1654
Власть признала: «Моногорода особый предмет заботы, необходимо работать с этой проблемой». По данным Минрегиона в России более 400 моногородов, и они подвержены риску социального взрыва. О перспективах развития моногородов и реализации правительственных программ на примере реструктуризации КУБа мы поговорили с депутатом Законодательного собрания Пермского края Арменом Гарсляном.
Армен Гайсович, какие есть перспективы развития у моногородов в России? Если они конечно есть?
- Перспективы развития моногородов есть. Очень много здесь зависит от того, как сработают власти на местах, от того насколько хорошо они знают свои города и поселки, свои ресурсы, конкурентные преимущества. И, прежде всего, от желания органов местного самоуправления и краевых властей изменить ситуацию.
Важно в такой ситуации не распыляться по мелочам. Необходимо разрабатывать не просто программы поддержки моногородов, а программы социально-экономического развития моногородов, как части программ социально-экономического развития регионов. Создавать крупные производства, привлекать крупных инвесторов, заинтересовывать их в создании этих крупных производств. Малый бизнес при этом появится вокруг и без помощи государства.
Как Вы, относитесь к озвученному Минрегионразвития предложению о расселении депрессивных моногородов?
- Расселение моногородов целесообразно только в том случае, когда не просматриваются даже теоретические невозможности развития какого-либо производства. В Пермском крае таких моногородов нет.
В сложной ситуации сейчас находятся Кизел и Гремячинск, которые по формальным признакам не могут быть отнесены к моногородам, но, без сомнения, являются депрессивными. Одним из способов поддержки жителей Кизела и Гремячинска возможно стало бы переселение части экономически активного населения в ту же Губаху, которая представляется более перспективной в плане дальнейшего экономического развития. Безусловно, при этом необходимо будет развивать Губаху, вкладывая средства в развитие существующих и создание новых производств. НЕМАЛОВАЖНЫМ АСПЕКТОМ В ПОДДЕРЖКЕ МОНОГОРОДОВ ПРИ УКАЗАННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ЯВИЛОСЬ БЫ СТРОИТЕЛЬСТВО ЗДЕСЬ НОВОГО ЖИЛЬЯ. Именно строительство, так как это более эффективно и рационально, нежели выделение денежных средств на порой виртуальное переселение. Посильное долевое участие в строительстве могли бы принять и крупные предприятия, получившие взамен жильё для своих работников.
Если учесть что в моногородах проживает 25 процентов населения страны, которые производили до кризиса 40 процентов ВВП России, то в целом это очень выгодный момент. Какие наиболее острые точки стоит выделить и начинать с ними работать?
- Наиболее оптимальным представляется использование бюджетных средств, которые могут быть выделены по программе поддержки моногородов, для создания совместных с частным бизнесом предприятий. Это могут быть открытые акционерные общества. В качестве доли в уставный капитал муниципалитет может внести землю или недвижимость, которые в настоящее время не используются, но могут быть использованы для коммерческой деятельности. Кроме того, можно воспользоваться возможностями краевых целевых программ, реализуемых в настоящее время и финансируемых из краевого бюджета.
В условиях Губахи просматривается несколько направлений: Сельскохозяйственное производство. Экологические проекты (строительство очистных сооружений). Сфера ЖКХ (энергосбережение). Производство тротуарной плитки. Есть необходимое сырье, нет конкурентов в ближайшем пространстве Производство строительных панелей из отходов лесопереработки (есть опил, смола).
Программа реструктуризации угольных бассейнов затронула шахтерские города Пермского края: Кизел, Губаху, Гремячинск. 2010 последний год реализации программы. Уже потрачены миллиарды рублей. В 2010 году поступят еще 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета. Но сказать о том, что произошло преодоление напряженной социально-экономической ситуации было бы преждевременно?
- Говорить о преодолении напряженной социально-экономической ситуации на территории Кизеловского угольного бассейна не приходится. В результате реализации мероприятий программы, сложилась ситуация, когда бывшие шахтеры, которые после закрытия шахт устраивались на работу на вновь создаваемые предприятия для того, чтобы кормить свои семьи, не получали никаких компенсаций. Они потеряли право на дополнительные государственные гарантии, в т.ч. «шахтерские сертификаты». Появилась прослойка недобросовестных людей, которые стали делать свой бизнес на государственном финансировании. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА ОСВАИВАЮТСЯ, НЕ ДОСТИГАЯ СВОЕЙ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАЛОЖЕННОЙ ЦЕЛИ.
Проблема переселения стоит особо остро. «Черные риэлторы», уголовные дела, жители - «заложники» обстоятельств. Неужели нельзя было провести конкурсные процедуры и обеспечить новое строительство, во избежание смены одой «трущобы» на другую? Есть ли результаты по предложению о внесении изменений в постановление Правительства РФ №428?
Неэффективное расходование средств вызвано недостаточно эффективными методами реализации программных мероприятий. Мне сложно назвать причины этого. Но очевидно, что порядок реализации программ, финансируемых за счет бюджета, должен очень детально и тщательно продумываться. И если деньги выделены на переселение из ветхого или аварийного жилья, находящегося в зоне горных отводов, то и должны расходоваться на переселение в нормальное жилье. Если это не сделано, то виновные должны за это отвечать, получив реальное наказание, а не устное замечание или формальное предписание. Одним из методов борьбы с так называемыми «черными риэлторами», и являются изменения в постановление № 428, в котором прописан порядок предоставления средств на переселение из ветхого жилья, находящегося в зоне горных отводов и ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Кроме того ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЯЗАТЬ МЕСТНЫЕ ВЛАСТИ - СТРОИТЬ НОВОЕ ЖИЛЬЕ. НА ОДИН 50-КВАРТИРНЫЙ ДОМ, ПОСТРОЕННЫЙ ПО НОВЫМ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ, ТРЕБУЕТСЯ ОТ 30 ДО 50 МЛН РУБ. СООТВЕТСТВЕННО, ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КУБА ТОЛЬКО ЗА 2010 ГОД МОЖНО ПОСТРОИТЬ 20 НОВЫХ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ. ЭТО ЦЕЛЫЙ КВАРТАЛ БЛАГОУСТРОЕННОГО, СОВРЕМЕННОГО ЖИЛЬЯ.
В настоящее время ГУРШем (Государственным учреждением реструктуризации шахт) и Министерством регионального развития РФ обсуждается вопрос целесообразности внесения изменений в вышеуказанный Порядок, касающихся ужесточения требований к степени износа жилья, а также изменения, касающиеся возможности участия средств программы в долевом строительстве.
Окончательные решения к настоящему моменту не приняты. Могу сказать, что 2010 годом срок реализации программы не закончится. Он будет продлен до конца 2013 года. Перечень мероприятий остается прежним, объемы финансирования будут ежегодно корректироваться с учетом инфляции.
Автор: Беседовала Елена Краева
Комментарии

Армен Гайсович, строить жильё в Кизеле-бред сумашедшего,чем страдает г-н Штеник. Предоставление жилищных сертификатов, причем сначала бывшим шахтерам,именно шахтерам ,а не всем подряд. А кизел умер ,вернее демократы его уничтожили. Реанимировать дохлого бесролезно. Дайте людям возможность выехать в другой регион и обустроить себе жизнь.