Архив публикаций
Кому доверить ремонт своей квартиры?
Цифра недели
Подпишитесь
на новости
RSS
Шах кризису. Нынешний кризис заставил управляющие компании осваивать новые правила игры на рынке недвижимости.
19 марта 2010 г., просмотров: 626
Нынешний кризис заставил управляющие компании осваивать новые правила игры на рынке недвижимости. Он наглядно продемонстрировал, что «слепое» требование от партнера выполнения прописанных в договоре условий сотрудничества приводит к неизбежным потерям. С одной стороны, это потеря арендатора, которая влечет за собой пустующие площади и снижение дохода. С другой стороны - потеря подрядчика и, как следствие, незакрытые участки работ, проблемы в эксплуатации объекта, затраты на поиск нового подрядчика, а также снижение чистой прибыли и качества объекта.
О новых правилах игры управляющей компании и ее партнеров, а также о том, чего ожидать в секторе коммерческой недвижимости, в интервью изданию «Метражи» рассказала директор ООО «Управляющая компания «ЭКС» Елена Жданова.
- Елена Викторовна, стоит ли ожидать восстановления пермского рынка коммерческой недвижимости в среднесрочной перспективе?
- На мой взгляд, ближайшие год-полтора станут лишь началом восстановления рынка коммерческой недвижимости. В 2010 году можно ожидать некоторого оживления рынка недвижимости, но выхода из кризиса, равно как и серьезной положительной динамики, мы не предвидим. В 2010 году возможно оживление в сфере купли-продажи готовых объектов (в основном торговой и складской недвижимости), при этом роста цен на объекты коммерческой недвижимости при этом ожидать не приходится. К концу года мы прогнозируем определенную динамику по снижению свободных торговых площадей, есть небольшая вероятность повышения арендных ставок.
- При этом как вы оцениваете вероятность дальнейшего снижения ценовых показателей?
- Пока я не вижу серьезных оснований для ухудшения ситуации на рынке коммерческой недвижимости. Если, конечно, не произойдет очередных глобальных потрясений в экономике.
- Например
- Например, возможный распад Евросоюза и все последующие за этим события, или объявление дефолта по американской валюте за пределами США, или Лучше остановиться на «или». То есть я говорю о событиях, которые могут неизбежно задеть мировую резервную систему и глобальные экономические взаимоотношения между государствами. Однако, по моим предположениям, этого произойти не должно - потому что в итоге подтолкнет мир ко второму витку кризиса и нанесет еще больший ущерб практически всем странам. По крайней мере, остается рассчитывать на разумность и готовность к взаимному решению проблем среди основных мировых игроков.
О пределах передела
- Елена Викторовна, по данным аналитиков, снижение средних цен на коммерческие объекты в Перми составило 30-40%. Вы можете согласиться с такими цифрами?
- Сложно сказать, поскольку в прошлом году сделок на рынке недвижимости практически не было. Сегодня можно говорить о том, что существенная корректировка произошла с точки зрения ставки капитализации. Если до кризиса этот показатель в Перми составлял 9-12%, то сейчас - 14-17%, а по некоторым объектам - выше.
При этом чистый операционный доход серьезно не изменился. По крайней мере, по объектам, где управляющие компании или владельцы смогли грамотно решить все вопросы с арендаторами и удержать доходы, а также сократить затраты без ущерба для качества объекта.
Вообще, динамика цены объекта коммерческой недвижимости зависит от ряда факторов: наличия пула арендаторов, насколько востребованы площади, по какой причине продается объект Если мы говорим о так называемых «дистресс-активах», то здесь, естественно, можно ожидать более существенного снижения цены.
- Вам приходилось встречать на пермском рынке такие объекты?
- Честно говоря, реальных предложений на рынке мы не увидели. Мы ожидали их появления, но Пакетных продаж, на которые многие расчитывали в начале кризиса, нет. Единичные предложения по относительно низким ценам были, но большинство из этих объектов находились в таком состоянии, что покупать их с точки зрения инвестирования не выгодно.
- Предвидится ли, на Ваш взгляд, глобальный передел рынка, о котором сегодня много говорится?
- В области коммерческой недвижимости - вряд ли. Если только мы не говорим о ситуации, когда происходит рейдерское поглощение бизнеса. Такие ситуации имеют место на рынке. Также присутствуют ситуации, когда объект переходит в собственность банков как залоговый актив по проблемному кредиту . По сути, в какой-то степени именно банки сейчас (в какой-то степени вынужденно) стали звеном передела рынка, поскольку основная масса «дистресс-активов» - это активы, одновременно являющиеся залоговыми в банках. Ряд крупных банков, как мы видим, уже создали специализированные компании для самостоятельного управления подобными активами. Продолжат ли они ими владеть и в дальнейшем, или через год-два продадут эти активы частным или институциональным инвесторам - сказать не могу.
Ритейл в раздумьях
- Елена Викторовна, как Вы можете оценить настроение крупных ритейлеров относительно экспансии в регионы? Есть ли позитивные изменения по сравнению с 2009 годом?
- Сегодня хоть какую-то активность проявляют лишь единицы. Если рассмотреть продуктовый ритейл, то это компании «X5 Retail Group» (в основном в формате «Пятерочка» и «Перекресток»), «Ашан», «Магнит».
Среди непродовольственных сетей все значительно сложнее. Крупный непродуктовый ритейл сегодня чувствует себя неуверенно, нет понимания, как дальше будет развиваться ситуация, как будут окупаться инвестиции. В конце прошлого года программы экспансии в регионы в большинстве своем были приостановлены. На мой взгляд, в 2010 году большинство ритейлеров займут выжидательную позицию. Сегодня на рынок в регионах готовы заходить «М-Видео», «Спортмастер» и еще несколько крупных операторов. По сути, это все.
ЭКСперименты с партнерами
- Расскажите, пожалуйста, какие корректировки внес кризис в вопросы взаимодействия УК «ЭКС» с партнерами?
- Основное изменение, которое внес кризисный период - это то, что мы перешли из зоны более формального взаимодействия в зону ежедневного открытого партнерского общения. В ходе переговоров мы искали взаимовыгодные решения и с арендаторами, и с подрядчиками.
- Предлагаю для начала остановиться на взаимодействии с арендаторами.
- Основная задача в период кризиса - минимизировать потери дохода и сохранить прибыльность. Мы пытались найти точку равновесия между нашими требованиями как управляющей компании и возможностями арендаторов без потери доходности и экономической эффективности объекта. Для понимания экономики арендатора мы вместе с ними изучали их товарооборот, издержки - и приходили к адекватному для обеих сторон решению, в том числе находя и решения для арендатора по снижению их издержек (речь не только о затратах на аренду), анализировали динамику товарооборота по разным товарным группам арендатора. По некоторым партнерам мы согласовывали временный переход на расширение товарной группы в сторону более низкого ценового сегмента, чтобы арендатор мог делать предложения, максимально выгодные для его клиента. Совместно проводилось изучение оптимального для арендаторов формата площадей, с последующим изменением площади секций согласно этим данным.
Что касается финансовых вопросов, новые договоры с компаниями мы заключали с постепенным увеличением арендной платы в периоде от 6 месяцев до 2 лет. в уже существующие договора изменения арендной платы вносились на квартал, на полгода, максимум на год.
Еженедельно с арендаторами, которые испытывали проблемы с денежными средствами, мы проводили согласование графика платежей, чтобы арендаторы могли иметь реальную возможность заплатить аренду в согласованные сроки, а мы могли объективно планировать свой денежный поток.
Это лишь некоторые варианты работы с партнерами. Вообще же для каждого конкретного случая решения определялись индивидуальные.
- Для большинства стало неожиданным решение в самый сложный момент проводить перепланировку половины первого этажа второй очереди ТРК «Семья». Насколько это было оправданно, и кто выступил инвестором?
- Перепланировка половины первого этажа второй очереди началась в середине прошлого года. Суть ее заключалась в том, что мы перенесли торговые галереи из второй очереди в первую, а якорного оператора техники и электроники «М-Видео» поставили во вторую очередь, а в декабре 2009 года на месте предыдущего оператора техники и электроники «Мир» на втором этаже первой очереди ТРК открылся магазин «Спортмастер». Обе стороны (арендаторы и управляющая компания) были готовы нести временные потери, чтобы в дальнейшем увеличить свой товарооборот на новых, более выгодно расположенных площадях, с лучшими потоками. В этом проекте арендаторы разделили часть расходов с управляющей компанией. Результат таких «перестановок» не заставил себя долго ждать. В августе 2009 года (после открытия «М-Видео») прирост посещаемости второй очереди вырос на 18% без потери посещаемости в первой очереди. В итоге выиграли все: клиенты, арендаторы, управляющая компания и сам ТРК «СемьЯ».
- Как проводилась работа с подрядчиками?
- В этом направлении основной задачей для нас было сокращение затрат без потери качества содержания объекта. Поэтому мы не только договаривались о снижении стоимости услуг подрядчика, но в то же время увеличивали его объемы за счет передачи большего количества объектов для обслуживания. Понижая стоимость услуг подрядчика по обслуживанию, мы заключали с ним новые договоры на поиск и внедрение новых технических решений для повышения эффективности работы объектов (энергосберегающие технологии и т.д.). Совместно с подрядчиком мы искали наиболее эффективные решения по оптимизации его деятельности и, как следствие, - снижению стоимости услуг, не снижая при этом качество. Таким образом, мы сократили количество своих партнеров-подрядчиков, но дали оставшимся с нами возможность нормально зарабатывать в кризисный период.
О результатах проведенной работы красноречиво говорят цифры
Динамика вакантных площадей (к 2008 г.) По некрупным объектам: июль 2009 - 4%; декабрь 2009 - сокращение до 2% По ТРК «СемьЯ» Пермь: июль 2009 - 6%; декабрь 2009 - сокращение до 3% ТРК «СемьЯ» Уфа: вакантные площади - 0% |
Динамика выручки по всем объектам: Январь - июль2009 / январь-июль 2008 - снижение на 18% 2009 год к 2008 году - снижение на 8%. |
Динамика по чистому операционному доходу по всем объектам: ЧОД 2009 год = ЧОД 2008 года |
Динамика по посещаемости объекта (к 2008 г.) ТРК «СемьЯ» Пермь: июль 2009 рост на 4%; декабрь 2009 рост на 7% |
Автор: Максим Ленковский
Комментарии
