Гостиничный рынок в вопросах и ответах
2011 г.
В последнее время в политических и деловых кругах Перми среди актуальных вопросов активно обсуждают тему туристической привлекательности региона. Важную роль в этом вопросе играет и гостиничный рынок. Как он развивается? Какие проблемы существуют в этой отрасли? Адекватны ли цены для потребителей гостиничных услуг? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.
Как вы оцениваете гостиничный рынок Пермского края по сравнению с другими регионами: он отстает, находится на том же уровне, развивается быстрее. В чем причины?
Ольга Микрюкова, заместитель директора по маркетингу и продажам ГРК "АМАКС Премьер Отель":
- Гостиничный рынок Перми сейчас достаточно перенасыщен отелями 3+ и после кризиса продолжает активно развиваться. Наблюдается тенденция - чем больше деловая активность в регионе, тем выше загрузка гостиниц.
Поскольку въездной туризм в Пермском крае не развит, гостиничный рынок ориентируется в основном на бизнес- аудиторию.
В настоящее время гостиницы стремятся к качественному развитию своих услуг, поэтому уровень сервиса высок у большинства отелей. На сегодняшний день уже определились основные игроки на этом рынке.
Ильза Овсянникова, директор ООО "Отель-Спорт":
-Гостиничный рынок в Пермском крае пока еще окончательно не сформирован. Перми по-прежнему не хватает и гостиниц международного уровня, и дешевых мотелей. Развитию этого бизнеса должны сопутствовать такие факторы, как развитие инфраструктуры, предприятий общепита, деловая активность, событийный туризм, разработка туристических маршрутов.
В Уральском федеральном округе наиболее динамично развивается гостиничный рынок Екатеринбурга. Например, проведение в Екатеринбурге саммита Шанхайской организации сотрудничества дало новый импульс развитию гостиничного рынка уральской столицы.
Для развития этой сферы в нашем регионе не хватает событийных мероприятий международного уровня.
Александр Петухов, генеральный директор ООО УК ПТДН, управляющий отелем "Vicont":
- Для сравнения рынка гостиничных услуг Пермского края с рынками других регионов необходимо определить регионы для сравнения. Наш рынок, в первую очередь, определяется позициями края. В чем «силен» Пермский край? Это история, культура, промышленность, рекреация и т.п. Из этого необходимо исходить и при сравнении с другими регионами с аналогичными «сильными» позициями.
Так, наш рынок можно сравнивать в основном с регионами, имеющими преимущественно промышленные центры, а это Екатеринбург, Самара, Уфа и т.п. Наиболее бурное развитие сфера гостиничных услуг получила в период с 2004 по 2007 годы, когда строились и вводились в эксплуатацию наибольшее количество объектов гостиничного сервиса.
Если сравнивать с другими областями России, то наш рынок развивался и развивается медленнее. В первую очередь это связано с экономикой Пермского края и его местом расположения. Соседние, конкурентные регионы в экономическом смысле и в смысле транспортного сообщения (здесь надо учитывать не только дорожное сообщение, но и иные авиа, ж/д) имеют более привлекательные перспективы.
Как вы считаете, нужны ли нашему региону отели в 5 звезд? Почему?
Ольга Микрюкова:
-Отели 5 звезд, несомненно, нужны. К нам в регион часто приезжают значимые люди, которые очень щепетильно относятся к уровню и качеству обслуживания, они готовы платить деньги за комфорт. Чаще всего отели 5* могут снизить цены на номера и предлагать гостям номера по ценам 3* гостиниц. Поэтому небольшие отели не смогут выдержать такой конкуренции.
Ильза Овсянникова:
- В Перми более 60 гостиниц, но говоря о премиум-сегменте, нужно отметить отсутствие отелей уровня «5 звезд». Низкая доля гостиниц высокого уровня объясняется тем, что Пермь, преимущественно, город внутреннего туризма.
Приезжих зачастую интересует минимальная цена, что диктует уровень сервиса, в связи сэтим основная масса гостиниц работает вэконом-сегменте исредней ценовой категории.
Мое мнение: нашему региону необходим отель категории 5 звезд, в первую очередь, для повышения имиджа города. И я уверена, подобный отель будет востребован.
Александр Петухов:
- Отвечу так. Как жителю города да. Это повышает статус города, становиться его достопримечательностью, в конечном итоге привлекает внимание к Перми потенциальных потребителей этих услуг. Если смотреть с позиции бизнесмена, управленца и учитывать опыт соседних регионов, то, скорее всего, нет. Эффективность и окупаемость такого проекта, полагаю, будет мало интересна.
В Перми разрабатывается собственная классификация гостиниц. Как вы считаете, нужна ли она? Как введение такой системы повлияет на рынок?
Ольга Микрюкова:
- Думаю, что собственная классификация не нужна. Должны существовать единые стандарты гостиниц как на региональном, так и на федеральном уровнях, чтобы не было расхождений в понимании классификаций и дополнительных издержек на разъяснение аудитории, к какой категории и почему принадлежит та или иная гостиничная сеть.
Ильза Овсянникова:
- Классификация отелей - дело хорошее. Гостям гостиниц система звездности подскажет, на что рассчитывать в том или ином месте размещения. А клиентская подкованность часто становится хорошим стимулом к росту качества гостиничного сервиса.
Существуют классификация отелей по международным стандартам, к которым надо стремиться. Не вижу необходимости введения собственной региональной классификации.
Александр Петухов:
- На сегодняшний день существуют разные системы классификаций гостиниц. Считаю нелогичным создание региональной (или городской) системы классификации. Основание любой системы должно быть обусловлено либо отсутствием регулирования сферы вообще, либо необходимостью регулирования сферы деятельности в силу общественной значимости этой деятельности.
На мой взгляд, ни того, ни другого фактора нет. Другие посылы: факторы, связанные с бизнесом, с потребителями и с гос.управлением. (гос.регулированием). Учитывая, что потребителями гостиничных услуг являются гости из других городов и регионов страны и из других стран, классификация может быть двух уровней: либо мировая (к которой страны могут присоединяться), либо национальная.
Естественно, в рамках крупных сетей может создаваться своя система классификации, но, как привило, это сделано для выстраивания модели бизнеса и отслеживания качества услуги как одного из конкурентных преимуществ. Создание региональных, городских или каких-либо иных подобных систем классификации вносят неразбериху в этой сфере, в первую очередь, для потребителя, что в итоге может привести к созданию обратного имиджа города и региона.
Нужна ли система классификации для бизнеса? На этот вопрос можно получить ответ, проведя простой анализ «звездных» гостиниц и общего количества гостиниц. Отсюда следует вывод, что введение системы классификации не окажет влияния на рынок. В большей степени она необходима потребителю, но тогда она должна быть либо мировой, либо национальной.
В настоящее время в некоторых регионах России, в частности в Москве, наблюдается снижение стоимости гостиничных номеров. На ваш взгляд, с чем это связано? Как дела обстоят в Перми? На ваш взгляд, цены в Перми на гостиничные номера адекватны?
Ольга Микрюкова:
- Рост цен на коммунальные услуги и инфляция заставляют отели поднимать цены на свои услуги. Более того, спрос всегда рождает предложение, поэтому цена может не соответствовать качеству. Конечно, российские отели порой не настолько комфортабельны, как европейские, но все же они уже выработали стратегию по качественному обслуживанию гостей.
Ильза Овсянникова:
- Из опыта общения с отельерами нашего города, могу сказать, что цены на размещение в нашем регионе не снижаются, а, наоборот, повышаются. Это закономерно в связи с увеличением налогового бремени, повышения стоимости коммунальных услуг, ростом инфляции. Я не считаю, что стоимость на услуги гостиниц в нашем регионе завышены.
Александр Петухов:
- Корректировка стоимости номеров - тот маркетинговый и финансовый план, который отражает стратегию гостиницы и ее реакцию на окружающую бизнес-среду, сезонность и прочее. В конечном итоге должна учитываться и некая норма рентабельности. Действительно, с конца 2008 года и до середины 2010 года цены снижались. Это было видно по прайс-листам гостиниц.
По факту же корректировка на снижение стоимости была более значительной, поскольку практически к каждому гостю был индивидуальный подход, предоставлялись скидки, бонусы, подарки. Такая ситуация характерна для всей отрасли. В Перми также прошло снижение стоимости услуг.
Однако, с начала весны 2011 года большинство гостиниц подняли цены в пределах 5-10 % и это связано с необходимостью компенсировать значительно увеличившиеся постоянные затраты (электроэнергия, коммунальные платежи, налоги). К сожалению, учитывая небольшой туристический трафик, у гостиниц нет большого выбора в способах повышения эффективности бизнеса.
Снижение стоимости услуги с целью привлечения к себе большего количества гостей не оправдывает себя. Это может быть решение краткосрочных задач, но в стратегическом плане убыточно. Поэтому считаю цены в гостиницах города Перми адекватными. По крайней мере, их диапазон очень широк и удовлетворит любого потребителя.
С вашей точки зрения, выгодно ли в настоящее время инвестировать в гостиничный бизнес? С чем это связано? Наблюдается ли интерес федеральных, международных игроков рынка к Перми? Как дальше будет развиваться ситуация?
Ольга Микрюкова, заместитель директора по маркетингу и продажам ГРК "АМАКС Премьер Отель":
- Пермский гостиничный рынок перенасыщен предложениями. И, например, маленькие отели становятся неактуальны и постепенно закрываются, так как не могут вынести конкуренции. Поэтому будущее за крупными отелями, которые предлагают весь спектр услуг.
Ильза Овсянникова, директор ООО «Отель-Спорт»:
- Гостиничная отрасль в Перми долгое время оставалась бизнесом больших ожиданий, у нас анонсируется гораздо больше проектов, чем реализуется.
По вопросу привлекательности отельного бизнеса для инвесторов: c одной стороны, строительство гостиниц намного затратнее других видов коммерческой недвижимости, а окупаемость составляет всреднем 10 лет.
Российские сети сами владеют отелями, которыми управляют, а на мировом гостиничном рынке операторы считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.
Нашему региону нужны экономичные и качественные трехзвездочные отели.
В связи явным преобладанием в структуре гостей города бизнес-туристов, я бы посоветовала инвесторам ориентироваться на предоставление дополнительных услуг: бизнес-центр, развлекательный и спортивный центр, спа-салон, трансфер, услуги переводчиков, прачечная, химчистка и т. д. Можно и нужно строить гостиницу в составе многофункционального комплекса.
Александр Петухов, Генеральный директор ООО УК ПТДН, Управляющий Отелем "Vicont":
- На сегодняшний день на рынке недвижимости инвестирование может быть только с точки зрения непосредственной перспективы использования недвижимости, время спекулятивного инвестирования пока прошло. Высокий доход, в сравнении с другими возможностями, не связанными с рынком недвижимости, возможно получить только в совокупности с доходом, который может генерироваться от использования недвижимости.
Инвестирование в гостиничный бизнес имеет высокий потенциал, но и высокую степень риска. В создании объекта гостиничного сервиса гораздо проще ошибиться, и цена этой ошибки велика, поскольку создание объекта требует больше средств, чем создание торговой или офисной недвижимости.
Однако эти ошибки можно избежать, четко понимая сегментирование рынка, концепцию создаваемого объекта и «эксклюзивность» исполнения. Надеюсь, что рынок гостиничных услуг будет иметь бурное развитие, поскольку привлечение внимания к региону, развитие туристского вектора является одной из приоритетных задач региональной власти.
