Архив публикаций
Подпишитесь
на новости
RSS
XV Национальный Конгресс по недвижимости: оценки и мнения
2012 г.
Делегаты НП «РГР. Пермский край», принявшие участие в Юбилейном XV Национальном Конгресс по недвижимости, который проходил в Санкт-Петербурге с 17 по 19 мая 2012 года, специально для портала «Метросфера» высказали свои мысли по поводу прошедшего мероприятия. Конгресс имеет статус международного мероприятия, спикерами на котором выступают ведущие специалисты рынка недвижимости, смежных отраслей и властных структур. Пермские эксперты отметили подлинный интерес профессионального сообщества к формированию дальнейшей судьбы рынка риэлторских услуг, что выразилось в большом количестве предложений, планов на будущее и дало множество поводов к размышлению.
«Риэлторское сообщество ждет хорошее будущее»
Екатерина Пахомова, председатель Совета НП «РГР. Пермский край», директор ООО «Территория»:
- В этом году Конгресс расширил свои рамки, уделив очень большое внимание взаимоотношению риэлторского сообщества и власти, риэлторов и бизнес структур. Другие участники рынка обернулись в сторону риэлторского сообщества и оценили компетенцию профессиональных участников, о чем ярко свидетельствует подписанное на Конгрессе соглашение между РГР и Сбербанком. Соглашение позволяет сертифицированным членам РГР получать преференции при работе со Сбербанком.
Стратегическая задача, стоящая перед риэлторским сообществом - взаимодействие с властью на всех уровнях. Опыт регионов демонстрирует высокую отдачу от подобного альянса. Так например, в Тюмени реализация жилищных программ проходит только через членов РГР, которые отслеживают процесс выдачи жилищных сертификатов и затем помогают гражданам ориентироваться на рынке недвижимости.
В Омске подписано соглашение с Правительством о создании координационного совета, который занимается разработкой и реализацией жилищных программ.
В Санкт-Петербурге активно реализуются программы по расселению граждан из коммунальных квартир и дальше эти объекты выставляются на продажу. Активно развит рынок коммерческого жилья, например, для бюджетников аренда жилья в доходном доме составляет всего 4 тыс. рублей в месяц.
Во Владимирской области есть пример комплексной загородной застройки, где затраты на инфраструктуру полностью легли на плечи федерального бюджета, в рамках программы «Жилище», хотя проект был полностью коммерческий.
Я вижу, что у риэлторского сообщества есть хорошие перспективы развития и будущее, в том числе за счет выстраивания более плотного сотрудничества с властью.
Помимо этого РГР ориентирована на создание СРО в регионах и задача НП «РГР. Пермский край» осуществить этот переход и как следствие принятие закона о риэлторской деятельности. Очень важно работать по единым стандартам.
«Три тренда Конгресса»
Станислав Цвирко, председатель комитета по технологиям и стандартам в сфере недвижимости НП «РГР. Пермский край», директор «Перспектива - Жилая недвижимость»:
- Профессиональный стандарт практики РГР начинается с определения недвижимости, в нем сказано, что «Недвижимость - бесценный капитал, дарованный природой и созданный трудом предыдущих поколений и ныне живущих людей на российской земле». Исходя из этого, функции риэлторского сообщества в масштабном смысле, можно определить как рациональное управление, сохранение, преумножение жилого фонда.
Я выделил три основных тренда Конгресса - обучение, партнерство, маркетинг. Отмечу, что качество обслуживания на рынке риэлторских услуг одно из самых высоких, потому что риэлтор, конкурирующий с потребителем, юристом, нотариусом обязан быть высококлассным продавцом. Конкурировать нужно качеством. В частности, работа в мультилистинге ориентирована не на ограничение клиента от свободного доступа, а на то, что бы показать профессиональную альтернативу, тем же доскам объявлений в Интернете, которые пестрят некорректной информаций.
По пункту «партнерство» могу отметить, что этот тренд и в нашем регионе поддержан, готовится соглашение НП «РГР. Пермский край» и компанией ВСК попродукту «Просто ипотека», с «Райффайзенбанком». Важен тот факт, что партнерские отношения налаживаются не с отдельной компанией, а с региональной корпорацией, то есть в нашей ассоциации видят силу и ресурс для развития взаимоотношений с клиентами, развитие бизнеса.
Конгресс был достаточно самокритичным, мы понимаем, что многие проблемы возникают из-за нас же самих. Необходимо менять отношение к бизнесу и клиенту. Одна из задач, которая стоит перед региональными сообществами - это привнесение культуры риэлторского бизнеса в нашу каждодневную работу.
Спрос на «муравейники»
Ирина Адаева, руководитель группы инвестиционного и маркетингового планирования компании «PAN City Group»:
- Наибольший интерес для меня представил доклад канадского риэлтора Зинаиды Габриэль, которая рассказала о возможном развитии рынка риэлторских услуг. В Канаде деятельность риэлтора регулируется 55 законодательными актами. В стране существует добровольная ассоциация риэлторов, включающая порядка 34 тыс брокеров, члены которой имеют доступ к закрытой части мультилистинговой системы. Законодательно закреплено, что агент представляет интересы клиента и если он их нарушает, ему грозит 5 лет тюрьмы. Российские риэлторы поддержали многие идеи, презентованные докладчицей.
Относительно спроса на рынке, несомненным лидером в Москве и Санкт-Петербурге в последнее время стали таун-хаусы, связано это с тем, что примерно за те же деньги покупатель приобретает недвижимость большей площади, чем в городе, плюс на свежем воздухе.
Показательный пример - жилой загородный комплекс «Кивеннапа», бизнес-тур в который я совершила. Площадь застройки 71 Га! Дома и таун-хаусы имеют маленькую площадь, квартиры в таун-хаусе - 58 кв метров, дом - 62 кв метра; стоимость квадратного метра - 18,5 тыс рублей! То есть стоимость такого «загородного дома» составляет от 700 тыс до 2-4 млн. Дома очень маленькие, просто «микроскопические». Однако, по словам специалистов, продаются объекты просто великолепно, что, несомненно, связано с ценой. Покупатели, в первую очередь, это молодые семьи. Социальная и инженерная инфраструктура относится к ближайшему поселку Первомайский, специально для комплекса застройщики объекты инфраструктуры не возводили.
На пермском рынке подобных предложений нет. Возможно, и нам стоит идти в сторону уменьшения площадей домов.
В Перми проекты реализации подобных комплексных застроек ограничены в первую очередь не землей, а проблемами в наличии дорог и инженерной инфраструктуры. Пермский рынок пытается предложить более цивилизованный продукт, поэтому, когда заходишь в такой небольшой дом удивляешься маленьким площадям.
Рынок недвижимости уходит в Интернет
Алексей Ананьев, коммерческий директор ООО «Респект», зам. председателя Совета НП «РГР. Пермский край»:
- Для начала отмечу, что опыт одного региона нельзя взять и полностью перенять в другом регионе, необходима определенная адаптация. Однако обозначенные на Конгрессе тенденции являются общемировыми - в первую очередь речь идет о тренде ухода рынка недвижимости в Интернет. Понятие «рабочее место риэлтора» в столицах уходит в прошлое, работа риэлтора происходит в удаленном доступе, чаще всего дома по средства сети Интернет. Интернет - самый перспективный метод продвижения услуг на риэлторском рынке.
Социальные сети дали целое поле для развития, даже новые специалисты в отрасль приглашаются по средствам социальных сетей.
И в тоже время главный риск для риэлтора - это Интернет. Доступность информации позволяет потенциальному клиенту получить всю доступную информацию через сеть. Здесь важным становится качество информации. Если мы хотим конкурировать с Интернетом, например информационными досками, риэлтор должен предлагать качественную и достоверную информацию в мультилистинговых системах, что бы клиент доверял нам.
Так же была затронута тема сайта риэлторской компании, который, по сути, может заменить офис. Определились две диаметрально противоположные точки зрения: сайт компании - это витрина недвижимости или продажа услуги. В Перми, правда, примеров «Интернет - офисов» пока нет. Нам нужны стол, стул, телефон и начальник.
Была высказана, на мой взгляд, правильная мысль - стандартные услуги и программы будут продаваться через Интернет, физически нужно продавать что-то нестандартное. Риэлторская услуга - стандартная услуга, то есть путь развития работы через Интернет, несомненно, есть.
Входной билет на рынок недвижимости - образовательное учреждение!
Елена Савельева, председатель комитета по обучению и профессиональному образованию НП «РГР. Пермский край», проректор по развития Института «Высшая школа недвижимости»»
- У риэлтора много конкурентов - клиент, юристы, нотариусы, которые в будущем смогут заменить часть функционала риэлтора. Но если риэлтор высококлассный продавец - конкуренция ему не страшна. Нужно учить людей быть не консультантами, а продавцами.
Культура образования на риэлторском рынке сегодня разрушена, отмечается даже подмена понятий «образование» и «обучение». Важно выстроить систему образования на рынке недвижимости, которая, на мой взгляд, должна быть конкурентной и работать по единым стандартам. По итогам Конгресса должен быть подготовлен проект национального стандарта образовательной деятельности в РФ.
Входным билетом на рынок недвижимости должно быть образовательное учреждение.
Так же хочу обратить внимание на примеры поддержки профессионального сообщества в регионах. В Ярославле, для профессионального сообщества в общественной приемной Владимира Путина открыта площадка для риэлторов, в рамках которой они могут взаимодействовать с гражданами и оказывать профессиональную поддержку. Специально под профессиональное сообщество создаются телевизионные программы, их работу, проекты включают в расписание администрации.
Административный ресурс - важнейший сегмент, который способствует развитию рынка недвижимости.
От Москвы и до Камчатки ..проблемы и варианты их решения могут быть одни и те же
Евгения Сальникова, директор по продажам, главный специалист ООО «PAN city group»:
- Принимая участи в работе секции «Теория и практика инвестиционного консалтинга» была приятно удивлена вниманием застройщиков из Владивостока, Новосибирска и Иркутска относительно темы инвестирования в проекты бизнес-класса. Мы имеем общие проблемы, иногда мы поступали одинаково в период кризиса, в плане корректировки цен, финансовых условий, пытаясь сохранить рентабельность проекта. В итоге договорить о сотрудничестве.
В теме маркетинга в сфере недвижимости были отмечены такие механизмы продвижения как использование сети Интернет, использование финансовых инструментов - различных займов для клиента, рассрочек. Коллегами было отмечено умение удивить клиента и практика работы в режиме «единого окна», когда обратившийся покупатель может получить информацию не только о рынке недвижимости, но и телефон стоматолога, если он готов за это платить.
В рамках бизнес-тура посетила Новый район комплексной застройки Петербурга - Славянка площадью 220 Га! При этом 30% застройки отдано для минобороны, 30% для расселения ветхого и коммунального жилья, на рынок выставлено только 10%. На объекте есть школа, детский сад, при этом объекты социальной инфраструктуры строились на деньги застройщика, затем в течение 10 лет, согласно имеющимся договоренностям, администрация города должна их выкупить. На мой взгляд, это пример того, как нужно осуществлять комплексную застройку.
SMO и SEO: риэлтор и Интернет
Наталья Булатова, руководителя Информационного отдела ИА «Медиана»:
- Риэлторская деятельность и Интернет стали двумя неразрывными компонентами одной системы. При этом работа на секции «Практические инструменты Интернет - продвижения в недвижимости» продемонстрировали недовольство риэлторов работой в Интернете, которая не дает ожидаемых результатов.
Согласно статистике одного московского сайта, всего в России насчитывается порядка 30 тыс агентств недвижимости из них только 12 тыс имеют собственные сайты, из них посещаемостью более 1 тыс посетителей в месяц, то есть рассматривающейся как эффективный инструмент продаж, могут похвастаться лишь 1 тыс сайтов.
О таких понятия как search engine optimization (SEO) - продвижение сайта в поисковиках, Social media optimization (SMO) - продвижение в социальных сетях во многих регионах даже не слышали. И здесь есть несколько проблем - это ограниченный круг специалистов и отсутствие понимания, что же продвигать. Вложение денег в продвижение сайта в сети еще не гарантирует рост продаж по этому сайту.
Все большей популярностью пользуются доски объявлений в сети, однако отдача тоже довольно низкая.
На вопрос, что же делать, профессиональное сообщество склоняется к использованию мультилистинга, который объединяет плюсы доски объявлений - невысокая стоимость, большой охват аудитории, низкая стоимость контакта с клиентом, плюс ориентация на профессиональное сообщество. Но здесь мы сталкивается со сложностью привлечения в МЛС риэлторов. И причина этому - большое количество правил, правило эксклюзивности договоров, правило разделения комиссионках, правило разделения ответственности. Риэлторы зачастую не желают эти правила исполнять. Но только соблюдение этих правил и институт отвесности может защитить риэлторский бизнес от выхода информации за пределы, размывания риэлторской услуги, снижения её ценности.
На Конгрессе было объявлено о создании объединения МЛС 17 регионов России с целью выработки единых стандартов ведения базы данных по объектам недвижимости, что позволит улучшить качество риэлторских услуг.