Аналитика рынка недвижимости в интерпретации СМИ: польза, объективность, доверие или..?
2010 г.
Состоялась вторая встреча Пермского дискуссионного клуба аналитиков. Участники встречи обсудили тему "Аналитика рынка недвижимости: уровень полезности в современных условиях", сосредоточив внимание на объективности отражения в СМИ деятельности аналитиков и предоставляемых ими данных.
Во встрече принимали участие:
- директор консалтинг-группы «Research&Decisions», сертифицированный аналитик рынка недвижимости Регина Давлетшина;
- руководитель Аналитического центра «Медиана» Павел Новосёлов;
- директор компании «Пермский аналитический центр» Сергей Седов.
Метросфера.ру: Насколько объективно, на ваш взгляд, отражается в СМИ деятельность аналитиков и предоставляемые ими данные?
Регина Давлетшина: «Что касается цифр, то, конечно, объективно здесь сложно что-либо исказить. Однако важно отметить, что некоторые журналисты, стремясь придать остроты материалу, сопоставляют или противопоставляют данные разных аналитиков. Хотя профессионалы понимают, что средние цены - это оценка, которая при грамотном изложении всегда должна даваться в диапазоне. И противопоставление не актуально, т.к. расчетные базы практически едины, а отклонения - всего лишь применение разных подходов в рамках одной методики.
Что касается тенденций, то не всегда корректно то, что некоторые журналисты приходят на интервью уже со сформированным собственным мнением и при общении ищут его подтверждения. Если вдруг его не находят, получается материал, который отражает не мнение аналитиков, а мнение конкретного журналиста, который может выставить в не совсем хорошем свете самого аналитика».
Павел Новосёлов: «Уровень объективности современных СМИ часто подвергается сомнению. По данным наших исследований, совершенно не доверяют достоверности информации о рынке недвижимости, поступаемой из СМИ, порядка 15% трудоспособного населения, планирующего в будущем выйти на рынок либо в качестве продавца, либо в качестве покупателя, и около 30% непосредственных участников рынка (продавцов, покупателей, посредников и проч.). При этом полное доверие испытывает лишь 10% опрошенных, остальные 65-70% стараются критически относиться к такой информации, понимая, что часть ее действительно является объективной, а часть явно заказного характера.
Я придерживаюсь такой точки зрения, что сегодня в печати периодически появляются статьи, в которых информация подается таким образом, что у читателя складывается необъективная картина рынка. Не зря ведь имеет место расхожее мнение, что кризис не в кошельках, а в головах. Воздействуя на потенциальных и реальных участников рынка с помощью СМИ, можно создать нужное рыночное настроение. И даже если это настроение возникнет лишь у части читателей, а остальные будут ориентироваться на более проверенные источники, «заказчики» таких материалов все равно выигрывают. Поэтому степень объективности современных СМИ в части информационного освещения рыночной конъюнктуры зависит от порядочности авторов таких материалов. Аналитические компании, как правило, объективны. Им нет смысла предоставлять журналистам искаженные данные, поскольку это моментально скажется на их профессиональной репутации. Поэтому зерно недостоверности следует искать именно в среде работников самих СМИ.
В целом же большинство современных пермских СМИ представляют материалы аналитического характера вполне объективно, основывая их на данных профессиональных аналитиков. Однако необходимо помнить, что любую информацию лучше лишний раз проверить, в особенности если дело касается планов выхода на рыночную арену».
Сергей Седов: «В принципе, я считаю, что дают высказаться всем, деятельность освещается достаточно хорошо. В Перми с получением информации о рынке недвижимости потенциальному покупателю куда проще, чем в других регионах. Мониторинг пермской региональной прессы показывает, что местный читатель получает куда больше информации о состоянии рынка недвижимости, чем во многих соседних регионах».
Метросфера.ру: Каковы основные источники формирования информационно-аналитического поля на пермском рынке недвижимости? То есть откуда аналитики черпают информацию для своей деятельности? Какова, на ваш взгляд, степень их объективности?
Павел Новосёлов: «В качестве основных источников формирования аналитических материалов в первую очередь выступают специализированные инструменты риэлторской деятельности, основным из которых на сегодняшний день является Пермская Мультилистинговая Система (ПМЛС). Образующим ядром таких инструментов служит база предложений объектов недвижимости, которая представляет наибольший интерес для аналитической деятельности. И степень полезности и объективности в данном случае определяется по трем основным показателям: 1) объем представленной в базе информации; 2) качество (к этому критерию относится и актуальность) информации; 3) наличие возможностей для оперативной обработки данных.
Дополнительными источниками информации служат базы различных интернет-порталов и сайтов (metrosphera.ru, www.kvartira59.ru, www.perm.irr.ru и др.), а также печатных изданий («Районы, кварталы, квартиры», «Из рук в руки» и др.).
Специализированными источниками информации выступают сами участники рынка (риэлторы, оценщики, застройщики), в руках которых сосредотачивается наиболее интересная, однако вместе с тем практически закрытая информация по совершенным рыночным операциям, а также различные государственные учреждения, занимающиеся статистической деятельностью.
Степень объективности представленной в вышеперечисленных источниках информации различна. Наибольшее доверие вызывают источники с регулярно обновляемой информацией. Актуальность как важнейший критерий оценки качества аналитических материалов является в данном случае основным показателем полезности таких источников. В этом разрезе наибольший интерес представляет ПМЛС, поскольку информационное обновление базы здесь происходит ежечасно, а специалистами центра обслуживания системы регулярно проводится работа по актуализации представленных в базе предложений. По объему база ПМЛС также на сегодняшний день является наиболее полной, поскольку около 90% риэлторских компаний г. Перми и Пермского края являются ее пользователями, а учитывая, что порядка 70-80% предложений на рынке - это предложения не от собственников, а от риэлторов, то доля объектов в базе ПМЛС относительного общего объема рынка составляет в среднем 70%.
Среди Интернет-источников можно выделить сайт www.kvartira59.ru и портал metrosphera.ru. Информационные базы данных ресурсов также обновляются ежедневно, по мере подачи новых объявлений, актуальность информации не вызывает особых сомнений, а объем данных вполне достаточен для получения объективной информации о рыночной конъюнктуре. Единственным недостатком интернет-источников, по сравнению с базой ПМЛС и другими электронными базами по недвижимости, является невозможность быстрого перевода данных в формат Excel для оперативной обработки данных.
Печатные СМИ также представляют интерес для аналитической деятельности, однако, ввиду больших временных затрат на перенос данных из таких источников в электронный вид, являются дополнительными и вспомогательными при исследовании и обработке основных источников.
Особое место занимает информация, предоставляемая самими участниками рынка. С одной стороны, она уникальна и эксклюзивна, ввиду ее закрытости и конфиденциальности, а с другой - степень объективности такой информации всегда спорна, поскольку ее объем, как правило, незначителен по сравнению с объемами рынка. Поэтому, используя информацию, полученную от риэлторских, оценочных или строительных компаний, в описании рынка и прогнозировании, аналитики обязаны проверять ее на соответствие общей рыночной конъюнктуре».
Сергей Седов: «Источники стандартные - это та общая информация, которая есть на рынке в виде баз, СМИ, информации из социальных сетей, форумов, досок объявлений, сайтов. Сюда также добавляются личные контакты с риэлторами, застройщиками, инвесторами, визиты тайных покупателей, обзвоны. В целом, я считаю, что главный принцип при сборе информации - не доверять окончательно ни одному из источников, любая информация должна быть проверена. Для прогнозирования рынка есть десятки инструментов, которые не требуют сбора местной информации непосредственно на рынке недвижимости. Например, прогнозирование экономики региона позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать характер поведения рынка недвижимости».
Резюме "Метросферы":
Объективность аналитической информации о рынке недвижимости, предоставляемой СМИ, зачастую вызывает сомнения. И хотя в целом современные СМИ дают достаточно полные и достоверные данные, основанные на мнениях и результатах исследований ведущих аналитиков края, время от времени в прессе появляются материалы с информацией, искаженно отражающей картину рынка. Такие материалы могут носить заказной характер или являться плодом непрофессионализма отдельных журналистов.
Наиболее объективными, удобными и полезными источниками формирования аналитических материалов являются специализированные инструменты риэлторской деятельности, а также интернет-ресурсы, в основе которых лежит база объектов недвижимости, выставляемых на продажу. Объективность аналитической информации, получаемой при использовании таких баз, зависит от их объема. И чем больше объектов попадает в аналитическую выборку, тем точнее и достовернее цифровая диагностика рынка. Остальные источники являются дополнительными или корректирующими.
© Метросфера.ру