Кризис пройден
2011 г.
Экономика постепенно восстанавливается от кризиса. Специалисты говорят о постепенной стабилизации во многих сферах. А как пережил кризис пермский ритейл? Как в целом он развивается? Каковы тенденции формирования потребительской корзины? На эти и другие вопросы отвечают игроки рынка.
Как изменились портрет вашей покупательской аудитории и, соответственно, структура ассортимента в кризисный период? Какие тенденции в изменении потребительской корзины отмечаете сейчас?
Елена Жданова, директор ООО «Управляющая компания ЭКС» (сеть магазинов «Семья»)
- В кризисный период покупатели в большей степени нуждались в низких ценах на товар, даже в ущерб качеству. Сегодня ситуация меняется и снова формируется потребность, прежде всего, в качественном продукте, и только затем покупатель оценивает стоимость. Что касается потребительской корзины, то ее структура к докризисной не вернулась, так как потребность в товарах низкого и среднего ценового сегмента сохраняется.
Алексей Ваганов, директор Уральского филиала X5 Retail Group (сеть магазинов «Пятерочка»)
- В кризис доходы снизились у более чем половины населения, поэтому определяющим фактором при совершении покупок стала цена товара. В целом во время кризиса покупательский спрос сместился в пользу базовых продуктов, поэтому мы сократили ассортимент, оставив на наших полках только лидеров продаж. Тем самым мы добились от поставщиков дополнительных скидок за счет увеличения их доли в обороте, что позволило нам снизить конечные цены для покупателей. Сейчас доходы населения растут, поэтому покупатели хотят видеть более широкий ассортимент.
Ольга Ошерова, управляющий торговым центром МЕТРО Кэш энд Керри в г. Перми
- В условиях кризиса наши профессиональные клиенты – рестораны, отели, предприятия розничной торговли малых форматов и т.д. – пережили существенное падение спроса. Это отразилось на структуре закупок. Сформировалась тенденция к приобретению менее дорогих сегментов товаров. Бренд далеко не всегда играл решающую роль. На сегодняшний день перемены очевидны. Основная наша аудитория на сегодняшний день готова закупать более дорогой алкоголь, деликатесы и прочие элитные продукты, клиенты почувствовали тягу к свежим продуктам, чего не наблюдалось в кризисный период.
Какой вектор развития торговой сети - ваш сегодняшний приоритет: экстенсивный (появление новых магазинов) или интенсивный (качественное развитие уже имеющихся магазинов и торговых комплексов сети)?
Елена Жданова
- Важно, на мой взгляд, равномерное сочетание двух стратегий развития.
Алексей Ваганов
- Мы придерживаемся обеих стратегий.
Ольга Ошерова
- Компания стремится быть ближе к своим клиентам в прямом смысле. Поэтому мы продолжаем региональное развитие сети. В 2011 году будет продолжено как освоение новых регионов, так и расширение нашего присутствия в тех регионах, где компания уже представлена.
На что активнее откликается сегодня покупатель: низкие цены, качественный сервис и комфортность условий покупки, акции с различными бонусами, шаговую доступность магазинов сети?
Елена Жданова
- Скорее на качественный, свежий товар по приемлемой цене на пути следования домой. И уже затем обращают внимание на сервис, в частности, отсутствие очередей, качество обслуживания, разнообразие ассортимента, чистоту торгового зала.
Алексей Ваганов
- Покупатель сегодня ориентируется на все вышеперечисленное, поэтому мы стараемся развиваться, учитывая все эти параметры. Например, в магазинах, ориентированных на быстрые покупки у дома, покупатель ценит, прежде всего, низкие цены и постоянное присутствие на полках товаров повседневного спроса. Многие покупатели следят за информацией об акциях, чтобы сэкономить на повседневных покупках.
Ольга Ошерова
- Важно быть универсальным поставщиком товаров (как продовольственной, так и промышленной групп) и услуг. Предлагать готовые решения для бизнеса клиентов.
Наиболее острые моменты (проблемы), на ваш взгляд, мешающие пермскому ритейлу выйти на качественно новый уровень?
Елена Жданова
- Отсутствие контроля и регулирования деятельности неорганизованной розницы: лотки, киоски, несетевые магазины – на фоне серьезной законодательной зарегулированности федеральных и местных сетей. Например, в этом году, почти все сети региона подверглись ряду проверок и ответили на большое количество запросов со стороны УФАС, прокуратуры, Роспотребнадзора, районных администраций. При этом организованная розница несет принципиально отличную (в меньшую сторону, естественно) от неорганизованной розницы нагрузку, в том числе по налоговым выплатам (это не секрет, что неорганизованная розница зачастую применяет «серые» и «черные» схемы ухода от налогообложения, особенно в части выплат заработной платы сотрудникам и налогов на заработную плату).
Собственники объектов (точек) неорганизованной розницы не всегда озабочены выполнением норм и правил по организации торговли в части приобретения качественного оборудования, установки вентиляции, канализации и прочих капитальных затрат, а также – контролем за качеством товара, выполнением норм по соблюдению сроков годности товара и наличию на него необходимых документов.
Алексей Ваганов
- Большинство площадей, сдаваемых в аренду, не приспособлены под магазины. Оптимальный вариант – прямоугольное помещение без перегородок внутри и с подъездом для грузовой машины, однако на деле большинство предлагаемых площадей нам не подходит или их приходится перестраивать.
В каком состоянии находится пермский ритейл по сравнению со столичным рынком и с рынками других крупных регионов: отстает, находится на том же уровне или превосходит?
Елена Жданова
- От столичных рынков и от рынков ряда крупных регионов отстает не в качестве предлагаемых услуг и товаров, а скорее в количестве предложений по формам и видам торговли, а также по плотности охвата рынка именно организованной торговлей.
Алексей Ваганов
- Уровень конкуренции в Пермском крае значительно ниже, чем в соседних регионах, и тем более в столице. Нам есть здесь куда развиваться.
Ольга Ошерова
- Пермский край – очень развитый регион с высокими экономическими показателями. По нашей оценке, в данный момент мы видим очень динамичное развитие торгового сектора бизнеса, на рынке есть сильные игроки, успешно оперирующие в формате розничной торговли.
В этом году были внесены изменения в закон «о торговле». В Перми проходили проверки торговых сетей. Как вы считаете, насколько эти поправки могут повлиять на развитие ритейла в Перми? Как в целом вы можете прокомментировать поправки в закон.
Елена Жданова
- Новый «Закон о торговле» противоречив, и не всегда следует именно рыночной логике. Плюс в силу его новизны при его применении возникает множество трактовок и толкований, особенно со стороны проверяющих органов. Мы в своей работе, тем не менее, придерживаемся консервативного подхода и выполняем все условия закона.
В определенной степени применение норм данного закона может оказать влияние на развитие организованного ритейла – с позиции возможного ограничения развития.
Алексей Ваганов
- Мы заключили дополнительные соглашения со всеми нашими поставщиками, чтобы привести договоры поставки в соответствие закону. Наши усилия направлены на то, чтобы построить нашу деятельность в строгом соответствии с требованиями закона. Мы приняли решение не искать обходных путей и будем максимально скрупулезно соблюдать все требования закона. При этом практика работы по новому закону показала, что он требует доработок. Причем обе стороны – и производители, и поставщики – в этом мнении единодушны.
