Тема Интернет-конференция: «Защита прав потребителей на рынке риэлторских услуг»
2008 г.
Состоялась Интернет-конференция с председателем комиссии по этике и защите прав потребителей при
НП «РГР. Пермский край» Ольгой Мальцевой. Тема Интернет-конференции «Защита прав потребителей на рынке риэлторских услуг».
1. Хотелось бы снять квартиру, но не раз уже сталкивалась с тем, что риэлтор называет приемлемую цену, договор составляется, например, на месяц, а через месяц происходит повышение на 1000-2000. Переезжать в такой ситуации совсем не выгодно, но чувствуется какой-то обман. Действует ли такая схема обмана или это совпадение?
Для того, чтобы защитить свои права как нанимателя жилого помещения, заключайте договор найма не на месяц, а на более длительный срок. В договор можно включить условие о том, что наймодатель (собственник жилого помещения) не вправе повышать размер ежемесячной платы в течение определенного периода, и о повышении платы наймодатель обязан предупредить нанимателя за один месяц. Если работа риэлтора вызывает у Вас недоверие, обратитесь в другое агентство недвижимости, являющееся членом Российской Гильдии Риэлторов.
2. Есть какие-то правила по продаже квартиры? Мою квартиру продают уже в течение 1,5 лет, способ продажи единственный – подача объявлений в газету (за которые мы заплатим в случае, если они не продадут). Я сама сделала растяжку на квартиру, агентство эту услугу тоже предлагало платно, но долго нужно было ждать, пока растяжка освободится. За что я буду платить 3% с продажи, если все услуги по продаже платные еще и не продается так долго?
Перечень оказываемых клиенту услуг по продаже квартиры, права и обязанности сторон, указываются в договоре на оказание услуг, заключенном между клиентом и агентством недвижимости. В этом же договоре сторонами согласовываются четкие сроки продажи и порядок совместных действий клиента и агентства по продвижению объекта. В случае если клиент считает, что услуга, оговоренная в договоре, оказывается ему некачественно, неэффективно и с нарушением сроков, он вправе отказаться от услуг агентства в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг, и действующим законодательством. Для того чтобы дать Вам развернутый ответ, необходимо изучить договор, заключенный Вами с агентством недвижимости. За более подробной юридической консультацией Вы можете обратиться к юристам Российской Гильдии Риэлторов.
3. Есть ли какие-то жесткие требования по деятельности риэлторов в гильдии? Как наказывают за несоблюдение, если они есть?
Члены Российской Гильдии Риэлторов в своей работе должны соблюдать действующее законодательство РФ, а также требования Кодекса этики и Стандарты практики Российской Гильдии Риэлторов. Качество услуг риэлторской компании – члена РГР должно соответствовать требованиям Национального стандарта СТО РГР 021.01-02. Соответствие качества услуг Национальному стандарту устанавливается в процессе добровольной сертификации, проводимой Комиссией по сертификации Российской Гильдии Риэлторов. За несоблюдение требований указанных нормативных актов риэлторская компания может быть исключена из членов РГР.
4. Что значит «покупательский экстремизм», сейчас еще риэлторы и в суд будут на покупателей подавать, мало того, что обманывают постоянно?
«Покупательский экстремизм» - это противоречащее нормам законодательства и условиям договора поведение клиента, направленное на получение индивидуальных преимуществ для себя перед исполнителем договора на оказание услуг. Может выражаться в некоем диктате заранее невыполнимых условий или требований, что не позволяет риэлторской компании выполнить свои обязательства перед клиентом и качественно осуществить свои профессиональные функции. Наиболее распространенными примерами «покупательского экстремизма» являются - нарушение клиентами условий об эксклюзивности договора, когда клиент одновременно обращается в несколько агентств за аналогичной услугой; а также требование клиента занизить в договоре купли-продажи цену продаваемого объекта в целях минимизации налогообложения. Причем «покупательский экстремизм» негативно сказывается не только на работе риэлторов, но и на иных участниках рынка недвижимости. Если клиент нарушил условия договора на оказание услуг, причинив агентству убытки, агентство вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков.
5. Сколько в среднем человек в месяц к вам обращаются с претензиями, и какому проценту из них вы помогаете?
За период с 01 января 2008 года с жалобами и заявлениями в Комиссию по этике и защите прав потребителей НП «РГР. Пермский край» обратились 9 человек. Из 9 жалоб, в 3-х случаях стороны пришли к соглашению о взаимовыгодном урегулировании спора. Один из споров рассматривается в суде. В одном случае стороны не договорились, и спор рассматривался на заседании Комиссии, было вынесено решение, обязательное к исполнению риэлторской компанией. По остальным заявлениям Комиссией ведутся переговоры со сторонами, направленные на урегулирование спора.
6. Обратился к риэлтору, не имеющему отношение к «РГР», он взял деньги за базу объектов по аренде, все они были уже сданы, некоторые никогда не сдавались. Заплатил я 1500 р. Можно ли как-то воздействовать на таких недобросовестных риэлторов.
Внимательно изучайте договор, заключаемый с участником рынка недвижимости, предлагающим объекты в аренду. Скорее всего, Вы заплатили за услугу о предоставлении информации об объектах, сдаваемых в аренду. Обратитесь к добросовестным участникам рынка – членам РГР. Договор с агентством недвижимости должен содержать условие о том, что услуга по поиску объекта аренды считается оказанной только после заключения клиентом договора аренды или найма, и только после этого риэлтор вправе получать от клиента оплату за свои услуги.
7. Есть ли судебная практика, с выигрышными делами риэлторов против покупателей?
Да, такая судебная практика в Перми есть. В судебном процессе агентства недвижимости успешно доказывают, что услуги ими были оказаны клиенту, документально подтверждается объем этих услуг, их стоимость и стоимость произведенных расходов.
8. Если риэлтор обманул, можно напрямую обращаться в суд или к Вам сначала на комиссию? Выступаете ли вы в судах от имени клиентов?
Если Вы считаете, что по отношению к Вам участник рынка недвижимости поступил недобросовестно, Вы можете обратиться с жалобой в Комиссию по этике и защите прав потребителей НП «РГР. Пермский край». Одновременно Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд. Юристы Российской Гильдии Риэлторов помогут сформулировать Ваши требования. Представительство интересов клиентов в суде возможно на основании возмездного договора на оказание юридических услуг.
9. Ограждает ли российское законодательство от покупательского экстремизма?
Так как «потребительский экстремизм» - это нарушение условий договора, нормы гражданского законодательства РФ предусматривают механизмы защиты от неисполнения одной из сторон договорных обязательств.
10. Может ли Гильдия или комиссия оградить потребителей риэлторских услуг от недобросовестности на всем пермском рынке, если в гильдию входит только малая часть риэлторов?
Членство в Российской Гильдии Риэлторов это добровольное решение участника рынка недвижимости, и решения Комиссии по этике и защите прав потребителей обязательны для исполнения только для членов Гильдии. Если Вы – как потребитель риэлторских услуг хотите получить гарантии качества, обращайтесь в риэлторскую компанию, являющуюся членом РГР.
11. Есть ли какие-то законы, регулирующие деятельность на рынке риэлторских услуг? Хочется знать к чему апеллировать?
Кроме Кодекса этики, Стандартов практики Российской Гильдии Риэлторов, а также Национального стандарта СТО РГР 021.01-02, любая компания - исполнитель риэлторской услуги обязана соблюдать нормы Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей».
12. Кто контролирует деятельность на рынке риэлторских услуг?
С жалобами на работу риэлторских компаний потребители вправе обратиться в Комиссию по этике и защите прав потребителей НП «РГР. Пермский край» и в Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю.
13. Много ли в нашем городе черных риэлторов?
Понятие «риэлтор» запатентовано Российской Гильдией Риэлторов, и риэлтором может называться профессиональный участник рынка недвижимости, являющийся членом РГР, или работающий в компании – участнике РГР, прошедшей соответствующее обучение и сертификацию качества услуг. Недобросовестных участников рынка недвижимости называют «черными» маклерами. Официальной статистики о количестве таковых в Перми нет, так как чаще всего они ведут свою деятельность без регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
14. Как меняется отношение пермяков к представителям профессии «риэлтор», по Вашим данным?
В настоящее время престиж профессии «риэлтор» растет с каждым днем. Об этом можно судить и по увеличивающемуся количеству сделок, совершаемых гражданами при посредстве риэлторов, и по росту положительных отзывов клиентов о работе риэлторов.
15. Страхуют ли риэлторы свою деятельность по аналогии с обязательной автогражданской ответственностью?
Риэлторская компания – член Российской Гильдии Риэлторов, в соответствии с требованиями сертификации услуг, в обязательном порядке должна застраховать свою гражданскую ответственность в страховой компании.
16. Если с риэлтором в период сделки произошел несчастный случай и никто кроме него в агентстве не обладал информацией о сделке и не компетентен на проведение сделок определенного уровня (например, элитная жилая недвижимость), то на какие компенсации и дальнейшие условия сотрудничества может рассчитывать клиент, который в силу названных выше причин не может провести сделку в запланированные сроки?
Договор на оказание услуг клиент заключает не с риэлтором, а с риэлторской компанией. Стандарты работы любой уважающей себя и клиентов риэлторской компании предусматривают возможность замены непосредственного исполнителя услуги (риэлтора) в случае его болезни или отсутствия, так как услуга должна быть оказана в срок. В противном случае у клиента есть возможность предъявить претензии риэлторской компании о нарушении условий договора.
17. Купили квартиру на первом этаже с целью перевести назначение квартиры в нежилое и использовать как коммерческую недвижимость, риэлтор который проводил сделку знал об этом заранее и уверил нас, что проблем с изменением назначения помещения проблем не возникнет, однако после того как был заключен договор – выяснилось, что председатель ТСЖ этого дома против и имеет подписи в пользу этого решения от жильцов дома и неоднократно сообщал об этом риэлтору – как по закону получить подпись председателя ТСЖ на наших документах?
Согласие собственников жилых помещений на перевод в нежилое помещение приобретенной Вами квартиры, возможно получить только в добровольном порядке, путем проведения переговоров с членами ТСЖ. Привлечь к ответственности риэлторскую компанию, оказавшую Вам услугу, возможно, если договором на оказание услуг предусмотрена обязанность риэлтора в получении достоверной информации о возможности перевода квартиры в нежилое помещение или проведению мероприятий по согласованию такого перевода.
В комиссию по этике и защите прав потребителей при НП «РГР. Пермский край» можно обратиться по телефонам:
2-206-198, 2-630-935
